Советы методиста

[ A+ ] /[ A- ]

Князева А. Н.,  старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 110»

Методическая неделя

 

Здоровьесберегающие и здоровьеформирущие технологии.

Сегодня начинается методическая неделя «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Что же такое «Технология»?  Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.  Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

 

Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно уметь решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

 

Виды здороьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • Ø Медико-профилактические;
  • Ø Физкультурно-оздоровительные
  • Ø Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • Ø Здоровьесбережения и здоровьеобогащение педагогов;
  • Ø Валеологическое просвещение родителей;
  • Ø Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

 

Медико-профилактические:

  • Ø Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • Ø Организация и контроль питания детей;
  • Ø Организация физического развития дошкольников, закаливания;
  • Ø Организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • Ø Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
  • Ø Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

 

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

  • Ø развитие физических качеств, двигательной активности и становления физической культуры дошкольников,
  • Ø закаливание,
  • Ø дыхательная гимнастика,
  • Ø массаж и самомассаж,
  • Ø ритмопластика
  • Ø физкультурные минутки и динамические паузы
  • Ø подвижные и спортивные игры пальчиковая гимнастика
  • Ø гимнастика для глаз
  • Ø ортопедическая гимнастика
  • Ø профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, коррекция нарушений ОДА,
  • Ø оздоровительные процедуры в бассейне и на тренажерах,
  • Ø воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • Ø Технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
  • Ø Технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников,  ведущий принцип которых:
    • учет личностных особенностей ребенка,
    • учет индивидуальной логики его развития,
    • учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.
    • Ø Социоигровые технологии.
    • Ø Проектные технологии.

 

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:

  • Ø Технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
  • Ø Коррекционные технологии:
    • арт-терапия;
    • ароматерапия
    • сказкотерапия;
    • песочная терапия;
    • технология воздействия цветом;
    • технология коррекции поведения;
    • психогимнастика;
    • логоритмика;
    • технология музыкального воздействия.

 

Здоровьеформирующие технологии.

Цель: обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения к своему здоровью.

В отношении к здоровью  проявляется уровень сформированности мотивации здоровьесберегающего поведения.

 

Что формировать?

  • Ø Привычки, навыки здорового образа жизни (привычка формируется на основе навыка);
  • Ø Систему знаний о здоровье и способах его сохранения («уроки здоровья»);
    • Ø Мотивацию быть здоровым;
    • Потребность в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил;
    • Ø культуру деятельности и общения как основу психического здоровья ребенка .
    • Ø культуру питания.
    • Ø Здоровьесберегающее поведение;
    • Ø Правильное, адекватное отношение родителей к активности и деятельности ребенка.

 

Памятка организации  совместной деятельности в режиме сотрудничества.

Критерии

  1. 1.     Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

1

Целеполагание (наличие цели, направленной на развитие навыков сотрудничества, соответствие цели возрастным особенностям детей)
  1. учить принимать цель, поставленную взрослым, стремиться к достижению цели
  2. учить ставить собственные цели, стремиться к их достижению
  3. знакомить детей со способами объединения в пары
  4. учить детей работать на общей территории (лист бумаги, пространство стола и пр.)
  5. знакомить детей со способами распределения материала для индивидуальной деятельности
  6. вызвать удовольствие  детей от получения общего результата
  1. развивать навыки осуществления целостного трудового процесса в продуктивных видах деятельности (от цели к результату)
  2. учить детей работать в общем ритме
  3. побуждать к обговариванию замысла со взрослым, сверстником
  4. учить действовать по правилу
  5. учить разрешать конфликты социально приемлемым способом
  6. вырабатывать привычку ждать
  7. побуждать детей к распределению действий, материала
  8. побуждать детей к совместному планированию деятельности
  9. поддерживать желание действовать сообща
  1. знакомить с разнообразными ролями, принимаемыми в процессе коллективной деятельности, их целями, действиями, направленными на реализацию
  2. учить детей распределять роли в процессе деятельности (ведущий – ведомый, исполнитель – контролер, говорящий – слушающий)
  3. знакомить со способами распределения ролей
  4. учить принимать общую задачу
  5. формировать чувство ответственности за результат общей деятельности
  6. учить выражать свое несогласие социально приемлемым способом
  7. развивать способность  контролировать промежуточные и итоговые результаты.

 

2

Содержание занятия (соответствие видов деятельности особенностям развития сотрудничества, (степень освоения детьми данной деятельности)) Хорошо знакомые операции, которыми ребенок владеет на уровне самостоятельности Хорошо знакомые операции, которыми ребенок владеет на уровне самостоятельности + поиск новые для детей способов решения задачи или поиск знакомых способов при действии с незнакомым материалом
3 Содержание детской деятельности (виды детской деятельности, направленные на организацию сотрудничества) Продуктивные виды деятельности: аппликация, конструирование + рисование, трудовая деятельность, игры с правилами + речевая (обсуждение, составление рассказов, придумывание загадок), экспериментирование, сравнение, классификация, обобщение, измерительная, поиск решение для выхода из проблемных ситуаций, проектная, дидактические и развивающие игры

4

Организация пространства (расстановка мебели, подготовка средств для осуществления деятельности) Расстановка мебели для работы в парах, организация ситуации недостатка материала Расстановка мебели для осуществления совместно-последовательной деятельности в парах, тройках, организация ситуации недостатка материала Расстановка мебели для осуществления разных видов совместной деятельности в парах, микрогруппах (3 – 6 человек), организация ситуации выбора необходимого материала

5

Постановка практической цели (определение и конкретизация для детей предполагаемого результата) Постановка воспитателем общей цели для всех детей, уточнение цели для каждого ребенка, в конце учебного года – проговаривание цели с некоторыми детьми. Постановка общей цели, конкретизация и проговаривание цели с каждой парой, установка на проговаривание ребенком индивидуальной цели. Совместная постановка общей цели воспитателем и детьми, конкретизация детьми цели деятельности в микрогруппе, проговаривание ребенком партнерам индивидуальных целей.

6

Планирование деятельности (субъект планирования, процесс планирования) Воспитатель раскрывает пошаговые действия реализации цели, закрепляя их с помощью условных обозначений. Воспитатель вместе с детьми озвучивает этапы реализации цели, фиксируя их с помощью условных обозначений. Воспитатель вместе с детьми озвучивает этапы реализации цели, или дети обговаривают план предстоящей деятельности в микрогруппе, опираясь на последовательность действий, представленную в виде условных обозначений.

7

Распределение действий (виды совместной деятельности) Совместно-индивидуальная деятельность. Воспитатель и младший воспитатель демонстрируют способы распределения материала, речевые формулировки, необходимые для распределения. Воспитатель побуждает детей к распределению материала, в конце учебного года – к распределению действий. Совместно-последовательная деятельность. Воспитатель побуждает детей к распределению действий, проговариванию результатов распределения. Совместно-взаимодействующая деятельность. Воспитатель побуждает детей к распределению ролей (лидер, исполнитель, оформитель и пр.), озвучиванию принятых ролей.

8

Методические приемы, направленные на развитие навыков сотрудничества Демонстрация способов действия, процесса сговора на предстоящую деятельность через взаимодействие с другим взрослым, драматизацию с игровыми персонажами.Организация проблемных ситуаций по распределению материала, действий.Использование условных обозначений для фиксации цели деятельности.Оказание практической помощи, показ образцов деятельности, словесные указания, советы. Показ образцов деятельности, словесные указания, советы, сомнения в целесообразности действий, вопросы на осознанность действий.Использование условных обозначений для определения последовательности действий, при планировании деятельности. Демонстрация образцов взаимодействия взрослого с другим взрослым, взрослого с персонажем, взрослого с ребенком или группой детей.Использование средств регуляции и саморегуляции поведения: знаки, жесты, сигналы.Словесные указания, советы, вопросы проблемного характера подводящие вопросы.

9

Подведение итогов деятельности детей Восхищение результатом деятельности, благодарности персонажа, акцентирование на совместных усилиях детей. Оценка от лица персонажа, указание на несоответствие цели и результата от лица персонажа, обговаривание с детьми причин неудачи. Подчеркивание необходимости совместной деятельности для достижения быстрого и качественного результата. Введение шкалы оценки детской деятельности.Оценка результатов в микрогруппе, обсуждение причин неудач: нарушения процесса деятельности, недобросовестность участников, несогласованность действий, отсутствие совместного планирования и пр.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА  У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Основы успешной коммуникации:

  • Ø способность к организации совместной игровой деятельности
  • Ø способность к организации совместной игровой деятельности
  • Ø Удовлетворение коммуникативных потребностей

Сотрудничество – это процесс межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижение общего результата.

(Ш.А. Амонашвили, В.Г. Моралов, В.А. Ситаров)

Сотрудничество – это согласованная деятельность людей по достижению совместных ценностно значимых целей и результатов

Структура сотрудничества в совместной    деятельности:

  •  Общие цели
  •  Общий мотив
  •  Общие действия
  •  Общий результат

 

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими у детей старшего дошкольного возраста выражается:

  •  во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познавание его чувств, состояний, действий, намерений;
  •  в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;
  •  в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников или взрослых и вовлечения их в общение и совместную деятельность;
  •  в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.

 

Что необходимо для осуществления сотрудничества:

  •  Наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками в процессе деятельности
  •  Знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия
  •  Овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстником в момент принятия цели, при планировании, достижении общего результата деятельности
  •  Способность ребенка выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности.

 

Стратегии поведения   участников совместной деятельности  по отношению к партнерам:

  • Ø содействие, когда ребенок помогает другим, активен в достижении общего результата
  • Ø противодействие, когда ребенок препятствует достижению целей другими участниками, не согласовывает с ними свои действия
  • Ø уклонение от взаимодействия, когда ребенок избегает взаимодействия с партнерами, даже если ситуация и обстоятельства требуют этого.

 

Выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия:
1. Сотрудничество: партнеры помогают друг другу, активны в достижении индивидуальных и общих целей деятельности.

2. Компромисс: партнеры и содействуют, и взаимодействуют в деятельности.

3. Контраст: одни участники содействуют, другие противодействуют.

4. Уклонение: партнеры избегают активного сотрудничества.

5. Однонаправленное содействие: одни участники содействуют, а другие – уклоняются от взаимодействия.

6. Однонаправленное противодействие: один – препятствует достижению целей, а другой – уклоняется от взаимодействия.

 

Принципы обучение детей правилам взаимодействия в групповой деятельности через совместную деятельность в паре, подгруппе, группе:

1. Постепенность усложнения ситуаций взаимодействия, характера и сложности заданий, которые определяют степень объединения детей.

2. Увеличение количественного состава объединений (в паре, тройке, подгруппе).

3. Реализация факторов развития через использование арттерапевтических техник работы с детьми.

4. Ориентация на личностное развитие в процессе совместной деятельности.

 

Ориентация на личностное развитие в процессе совместной деятельности предполагает:

  • Ø постановку ребенка в ситуацию ответственной зависимости от партнера или партнеров;
  • Ø • стимулирование заинтересованности детей процессом взаимодействия и поддержание значимости продукта совместной деятельности;
  • Ø • динамичность, изменение социальной роли ребенка от момента к моменту общения (лидер, подчиненный, равноправный участник и т.п.).
  • Ø • эмоциональная насыщенность общими переживаниями, дающими возможность для сострадания неудачам, помощи, искренней радости успехам каждого и всей группы.

 

Задачи педагога в организации совместной деятельности:

  • Ø Объяснить детям организацию совместной   деятельности
  • Ø Ввести и закрепить алгоритм совместных действий
  • Ø Создать условия для свободного общения и взаимодействия детей в деятельности, организует презентацию работ и рефлексию взаимодействия партнеров.

 

Алгоритм ведения общего разговора на какую-либо тему, в том числе по поводу разрешения спорных вопросов, включает следующие умения:

  • Ø ждать, когда выскажется партнер, высказываться по очереди, не перебивая друг друга
    • Ø • четко и правильно отвечать на адресованные тебе вопросы, объяснять свой ответ так, чтобы другие поняли, что имеется в виду
    • Ø • высказывать свое мнение, убеждать, приводить аргументы в пользу своей точки зрения, выражать несогласие
  • Ø • слушать, понимать другого, спрашивать и уточнять
  • Ø • приходить к общему мнению, знать способы принятия общего решения

 

Принципы дискуссии:

  • Ø сосредотачиваться на теме, предмете обсуждения, а не на партнере;
  • Ø • вносить позитивный вклад в общий разговор: выделять, что ценного предложили другие, и давать собственные ценные предложения;
  • Ø • поддерживать положительный эмоциональный настрой, быть терпимым, внимательным, спокойным при восприятии других детей, доброжелательно относиться к сверстникам;
  • Ø • стремиться к достижению цели, принятию общего решения, а не пытаться отстаивать только свое мнение.

 

Педагог, организуя дискуссию:

  • формулирует цель и тему (объясняет, что и зачем обсуждается, какую проблему и в какой степени нужно решить);
  •  объявляет время;
  • создает мотивацию, излагает проблему в виде противоречия;
  • добивается однозначного понимания (просит задать вопросы);
  • предлагает начать безоценочный обмен мнениями;
  • ориентирует детей на принятие общего решения (объясняет его преимущества);
  •  добивается, чтобы в разговоре принимали участие все члены группы (устанавливает порядок высказываний по кругу);
  • активизирует пассивных (обращается с вопросом или просьбой помочь);
  • оказывает помощь тем, кто высказывается (напоминает детям, чтобы они не перебивали, слушали внимательно);
  • проводит анализ мнений (когда все высказались, выступает со своими предложениями, делает выводы);
  • не допускает отклонений от темы, повторов (останавливает, напоминает о целях);
  • поддерживает деловую доброжелательную атмосферу (уточняет, спрашивает, требуя ясного изложения мыслей, пресекает оценки в адрес личности, поощряет, улыбается, просит объяснить, выделяет основную мысль, поддерживает всех);
  • помогает прийти к согласованному мнению (напоминает, что решение должно быть групповым, необходимо учитывать мнение всех, спрашивает согласие каждого);
  • обобщает результаты, сопоставляет с целью, предлагает перспективы действий;
  • добивается осознания своих возможностей, удовлетворения каждого от участия в разговоре, в разрешении спорной ситуации (хвалит, подчеркивает вклад каждого в общий итог, разрешает недоразумения, пресекает споры).

 

 

 

Педагог особое внимание обращает на следующие моменты :

  • Осознание ребенком своей позиции как участника совместной деятельности.
  • Требовательность в соблюдении правил взаимоотношений со сверстниками.
  • Контроль за выполнением алгоритма совместных действий, внимание к вопросам согласования мнений, желаний, позиций, вклада каждого ребенка в общее дело.
  • Овладение ребенком адекватными способами воздействия на сверстников (убеждать, оказывать деятельную помощь, проявлять требовательность к качеству работы, договариваться, выражать несогласие и т.п.)

 

Этапы развития детского сотрудничества в совместной деятельности:
I этап: Обогащение представлений детей о сверстнике как о партнере по совместной деятельности – основа для последующего освоения содержания совместной деятельности, коммуникативных умений и представлений о правилах взаимодействия

 

II этап: освоение детьми определенной модели сотрудничества:

Совместно-индивидуальной

Совместно-последовательной

Совместно-взаимодействующей

 

На что педагогу направить усилия  на I этапе:

  • На поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей
  • На   развитие понимания детьми эмоционального состояния партнера, отзывчивость на него
  • На проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы
  • На демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей
  • На внесение поправок в поведение ребенка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребенка или сверстников в случае конфликта
  • На непосредственную включенность педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнера

 

Совместно-индивидуальная модель сотрудничества

  • Предполагает, что после принятия общей цели в паре или в подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности, будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего результата.
  • Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты

 

Совместно-последовательная модель сотрудничества

Предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого (принцип конвейера)

 

  Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества

  • Предполагает, с одной стороны, наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой, – открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов.
  • Сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляется взаимодействие между ними для достижения общего результата.

 

Показатели эффективности педагогической работы на последнем этапе:

  •  возрастание групповой активности: готовность детей объединиться со сверстниками в разрешении спорных ситуаций, проблем, соблюдение групповых правил и норм, достижение общего качественного результата; проявление требовательности к тем, кто не принимает участия в общем деле;
  •  возрастание стремления детей разобраться в вопросах, имеющих значение для получения качественного результата совместной деятельности;
  •  проявление умения устанавливать доброжелательные отношения, снижение частоты некорректных форм обращения, овладение корректными способами выражения своего мнения, несогласия;
  •  повышение результативности воздействия детей на сверстников в процессе совместной деятельности;
  •  стремление детей к соблюдению алгоритма совместных действий, разрешения спорных вопросов и ведения дискуссий;
  •  возрастание активного участия детей в совместной деятельности, осознанности своих возможностей, увеличение числа инициативных предложений, высказываний;
  •  усиление ориентации на сверстника в процессе взаимодействия с ним (учет его мнения, позиции, содействие успехам, проявление сочувствия, желание считаться с замечаниями сверстников, умение слушать, откликаться на высказывания);
  •  рост самостоятельности детей в совместной деятельности;
  •  проявление умения руководить действиями других и подчиняться им.

 

Технология педагогического проектирования
Князева А. Н., старший воспитатель 
ДОУ № 110

Ключевые слова:

  • Педагогическое проектирование
  • Логика педагогического проектирования
  • Объекты педагогического проектирования
  • Формы педагогического проектирования
  • Технология педагогического проектирования
  • Программа исследовательского проектирования

В педагогической деятельности проектирование рассматривается в двух аспектах: Проектирование как вид педагогической деятельности – отражает предвидение педагогом будущего процесса образовательной деятельности;

Проектирование как этап любой отдельной деятельности – выступает как часть другого вида педагогической деятельности, например, коммуникативной.

Проектирование позволяет оптимизировать деятельность педагога.

Заир-Бек Е., доктор пед. наук, С. дает следующие определения педагогическому проектированию:

  • Педагогическое проектирование это прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, направленное на создание, развитие и преобразование организованных процессов воспитания и обучения (3, с.10);
  • это продуктивная деятельность. Её продуктом выступает проект. Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей (2, с.10)

 

Любую деятельность педагогов предваряет документированное проектирование.

(примеры)

Разрабатывая педагогический проект, следует помнить, что:

  • Изменения вносят не в систему объектов, а в систему образовательной деятельности
  • Процесс изменений обязательно затрагивает других людей
  • Основным инструментом изменений является сам проектировщик и та деятельность, которую он осуществляет
  • Образовательные системы, как всякие системы, включающие людей, рефлексивны

 

Проект в педагогической деятельности – это всегда процесс, который приходится анализировать и корректировать в ходе его реализации, это постоянный поиск решения различных педагогических и социальных проблем.  Но в тоже время, проект – это источник развития педагогического творчества.

 

Успешность проектирования зависит:

  •  От изучения  педагогом психологических  особенностей развития личности
  •  От изучения данной проблемы в исследованиях педагогики
  •  От понимания педагогом логики и сущности каждого этапа разработки проекта

Проектирование условно разделяют на этапы. Причем, разные авторы выделяют различное количество этапов проектирования. Мы рассмотрим технологию педагогического проектирования, представленную в учебном пособии В. С. Безруковой.

 

Этап 1. Подготовительная работа

 

  1. Анализ объекта проектирования:
  • Определение объекта  и предмета проектирования (в нашем случае объект – совместная деятельность, предмет – навыки сотрудничества)
  • Рассмотрение внешних условий, структуры объекта, состояние каждого компонента, связей между ними (т. е., рассматриваем объект и предмет со всех сторон)
  • Выяснение слабых и сильных сторон, недостатков и достоинств объекта
  • Формулирование проблем (например, отсутствие навыков сотрудничества в совместной деятельности)

            2. Выбор форм проектирования:

  •  Модель выпускника
  •  Создание плана системы работы с детьми
  •  Разработка или подбор методических материалов
  •  Подбор диагностических методик или диагностических игровых ситуаций

           3. Теоретическое обеспечение проектирования:

Поиск информации об опыте деятельности подобных объектов в других местах

Поиск информации об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами

Поиск научных разработок по данной проблеме и др.

              4. Методическое обеспечение проектирования – создание инструментария проектирования:

Заготовление схем

Создание тематических папок, где накапливается материал для работы

Наглядные пособия

Картотеки игр

Фотографии

Материал для работы с родителями и др.

 

Этап 2. Разработка проекта

 

Он необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей.

  1. 1.     Выбор системообразующего фактора:
  • Ø Цель и задачи – это системообразующий компонент, который объединяет все другие компоненты в единое целое.

2. Установление связей и зависимостей компонентов:

Связи могут быть между формой и содержанием, структурой и содержанием.

3. Написание проекта – проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма

 

Этап 3. Проверка качества проекта

 

  1. 1.     Мысленное экспериментирование применения проекта:

q  мысленное представление всех особенностей проявления проекта на практике

q  особенности его влияния на участников, последствия этого влияния

2. Экспертная оценка проекта:

q  проверка созданной формы проекта сторонними специалистами

3. Корректировка проекта:

  • получив замечания, определить его недостатки, авторы проекта редактируют его, совершенствуют

4. Принятие решения об использовании проекта:

  • применение проекта в практике образовательной деятельности
  • Ø кем, при каких условиях и т. д.

 

Программа  исследовательского педагогического проекта

 

Пункт программы Содержание Вопросы для ответа
1. Исполнитель  проекта Ф. И. О. (могут быть несколько человек или один) Категория? Почему возникланеобходимость или желание участвовать

в разработке проекта

2. Педагогическая цель: Ожидаемый результат (будет выражен в позитивных изменениях) Что хотите изменить в ребенке?За счет экспериментальной

деятельности какие способности

разовьете?

3. Исследовательская цель: Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, полученный в результате отработанного действия Что хотите разработать и апробировать?Какие экспериментальные разработки

будут внедряться в образовательный

процесс?

4. Гипотеза Логически обоснованное предположение. Если я сделаю это, то что должно получиться? Что я буду доказывать?Какого результата хочу достичь?

Что я буду проверять

5. Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента (видеозапись деятельности, тесты,  диагностические игровые ситуации и т. п. С помощью чего я буду осуществлять отслеживание?Какие именно задания предложу детям?
6. Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, на основании которых будем оценивать результаты (точность определения этих признаков, адекватность, подвижность, характер критериев Что будет оцениваться в ходе проектного экспериментирования?Какие признаки изменения в состоянии детей будут оцениваться?

Как я буду оценивать?

 

Примерный план написания исследовательского проекта

Введение

  •  Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чем заключается его научный интерес.
  •  Дает характеристику  объекта и предмета исследования

Цель работы

Автор прописывает цель, раскрывает задачи, которые должны быть решены

Гипотеза

Логически обоснованное предположение. Если я сделаю это, то что должно получиться?

Методика проведения экспериментальной или исследовательской части работы

  •   Подробное описание самой методики (технологии)
  •  Приводится описание групп, участвующих в исследовании

Научная (теоретическая)  часть работы:

Автор дает краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы

Анализ исследовательских результатов:

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные

Выводы:

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом

Завершение работы

  • Завершает работу список использованной литературы. Литературные источники можно расположить счледующим образом:
  •  Книги педагогов-классиков в той области, в которой написана работа
  •  Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор.название, издательство, год издания)
  •  Энциклопедии, справочники, словари
  •  Сборники нормативных документов(если необходимо)
  •  Журнальные статьи (название стать, журнала, № журнала, год издания, страницы)

 

Литература

  • Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: деловая книга, 1996.
  • Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПБ.: РГПУ им.А. И. Герцена, 1995.
  • Заир-Бек Е. С.,  докт. пед. наук. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию:   СПб., 1995.
  • Муравьева Г. Е. Дидактическое проектирование. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000.

Журнал «Детский сад от А до Я № 3 2008 г. с. 6-12

 

Добавить комментарий