Проект

[ A+ ] /[ A- ]

ПРОЕКТ

«МЕТАЛЛУРГ,  СПОРТСМЕН,  ПОЭТ,  УЧИТЕЛЬ

И НАШ ДРУГ А. В. ЛИСИЦА»

для детей старшего дошкольного возраста

Балаценко Людмила  Николаевна

Кляндина Гульчачак Акрямовна

Тайцман Ирина Владимировна

Воспитатели МБДОУ «ДСКВ № 110»

 

«Живем мы в вечной суете

И день за днем от нас уходит.

Не успеваем замечать,

Что с нами рядом происходит!

А в Братске множество людей,

Чья жизнь, как яркая страница.

Вот рядом – металлург, спортсмен,

Поэт, учитель – А. В. Лисица»

  (И. Б. Ровенская – мама воспитанницы ДОУ № 110)

Постановка проблемы

 

Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже  если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Дошкольники очень любят стихи. Они привлекают их мелодичностью, легкостью запоминания рифмующихся строк. Глядя на портреты  поэтов, дети задают много вопросов: «А где он живет?», «А кем он работал?», «Как он научился сочинять стихи?»,  «Когда он начал сочинять стихи?», «Если стихи веселые, значит и тот, кто их написал, тоже веселый человек?» и т. д. Обычно с детьми в детском саду разучивают стихи поэтов-классиков. Когда же впервые мы прочитали детям стихи братского поэта Лисицы А. В. и сказали, что он живет в нашем городе, дети тотчас выразили желание встретиться с настоящим живым поэтом. Но прежде чем встретиться с Анатолием Владимировичем, необходимо было подготовиться: встретиться с ним, нужно как можно больше узнать о его жизни и творчестве, найти книги, которые поэт написал для детей.

Надо сказать, что прекрасные стихи для детей братских поэтов, в которых они рассказывают о родном сибирском крае, его природе, о нашем легендарном городе и людях труда  (металлургах, сталеварах, учителях, кузнецах, врачах, космонавтах),  не так-то легко найти, так  как выпускаются они небольшими тиражами.   Учитывая желание детей, родилась идея создания совместного детско-взрослого проекта «Металлург, спортсмен, поэт, учитель и наш друг А.В. Лисица».

Разрабатывая этот проект, мы рассчитывали, что у детей появится устойчивый интерес не только к поэзии вообще, но и к профессиям, которые сопричастны к людям легендарного города и к братскому  поэту в частности, а также  сформировать раннюю профессиональную ориентацию дошкольников,   уточнить и расширить представления детей о профессиях: металлург, поэт, учитель, спортсмен.

 

Вид проекта: творческо-исследовательский

 

Тип проекта: долгосрочный, в течение учебного года

 

Участники проекта: дети и родители групп старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, сотрудники Центральной библиотеки И. Черемных, поэт А. В. Лисица.

 

Цель проекта:  Познакомить детей и родителей с профессиональной деятельностью и творчеством нашего земляка А. В. Лисицы.

 

Задачи:

  • Формировать интерес детей и родителей к профессиональной деятельности поэта-братчанина А. В. Лисицы.
  • Формировать чувство сопричастности к событиям, делам братчан.
  • Продолжать развивать интерес детей к творчеству братского поэта.
  • Расширять кругозор детей о профессиях посредством поэтических произведений.
  • Через  стихи дать детям почувствовать значимость профессий – металлург, учитель, спортсмен, поэт и т.д.
  • Формировать целостное восприятие поэтического текста в единстве содержания и поэтической формы.
  • Формировать чувство сопричастности к событиям, делам братчан.
  • Развивать творческие возможности детей.
  • Формировать у детей элементарные познавательно-исследовательские навыки.
  • Содействовать активизации родителей в формировании познавательных интересов детей.
  • Расширять социальные связи детей и родителей, педагогов  ДОУ с работниками библиотеки, детскими садами города, творческими людьми Братска.
  • Совершенствовать навыки сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками.

 

Предполагаемый результат

 

При условии реализации данного проекта, можно предположить следующие результаты:

  1. 1.    В группе будут созданы необходимые условия для ознакомления детей и родителей с профессиональной деятельностью и творчеством А. В. Лисицы.
  • Будет создана библиотечка книг А. В. Лисицы.
  • Подобран и оформлен биографический материал об авторе.
  • Оформлен фотоальбом «Наш братский поэт – А. В. Лисица.
  • Выпущены тематические газеты, отражающие профессии металлург, учитель, поэт, спортсмен.
  • Составлена и оформлена картотека и картотека стихов о профессиях
  • Периодическое оформление фотовыставок по результатам встреч с поэтом.

2. Дети почувствуют интерес к поэзии, и будут относиться к стихам, как к источнику их познавательных интересов;

3. У детей сформируется чувство гордости за свой родной город, людей труда, прославивших его.

4. У детей  разовьются  художественно-речевые творческие способности;

родители будут активно участвовать в реализации проекта;

  1. 5.       Будет создана система работы по ознакомлению детей с профессиями.

Популяризация данного проекта:

  • Досуги и развлечения в детском саду;
  • театрализованные представления для родителей;
  • совместные мероприятия детского сада и центральной  и детской библиотеки;
  • местные средства массовой информации;
  • презентация опыта в региональных и центральных детских и методических журналах.

 

Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по нескольким направлениям:

 

  • Оценка развития детей, их успешности будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, через сюжетно-ролевые игры детей.
  • Активность и заинтересованность родителей в осуществлении проекта будет оцениваться через анкетирование, их участие в совместных мероприятиях, акциях.
  • Работа педагогов будет оцениваться через полученные результаты.

 

Этапы реализации проекта:

 

I этапподготовительный:

  • анкетирование родителей;
  • обсуждение целей и задач с родителями, детьми, творческой группой педагогов;
  • составление плана реализации проекта;
  • создание условий;
  • сбор информации

 

II этап основнойтворческо-исследовательский:

  • Встречи педагогов, родителей, детей с поэтом.
  • Составление картотеки детских стихов о профессиях, труде.
  • Планирование и проведение мероприятий по плану проекта.
  • Создание системы работы по ознакомлению детей с профессиями.

III этапзаключительный:

  • Обобщение материалов проекта.
  • Оценка результатов деятельности детей, педагогов, родителей.
  • Презентация опыта для педагогов и продуктивной деятельности детей.

 

План работы над проектом

 

 

Формы работы с детьми, родителями, педагогами

Задачи

Время прове-

дения

Место проведе-

ния

Участники мероприятий

1 этап

1. Обсуждение мероприятий проекта с детьми Продолжать учить детей составлять план проекта. Совершенствовать навыки сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками сентябрь Детский сад педагоги, родители, дети
2. Анкетирование родителей Выявить знания и заинтересованность родителей в знакомстве  с поэзией и профессиональной деятельностью братского поэта А. В. Лисицы. сентябрь детский сад воспитатели
3. Заседание творческой группы с участием родительского актива Определить цели и задачи проекта.

Составить план проекта с учетом интересов детей

сентябрь детский сад творческая группа
4. Организация поиска информации об авторе и его профессиональной деятельности в течение жизни Активизировать поисково-исследовательскую деятельность участников проекта сентябрь библиотека,

встречи с поэтом.

 

все участники проекта

2 этап

5. Оформление с детьми в книжном уголке тематической выставки «Поэт и металлург»:

  •  Газета
  •  Фотографии из семейного архива поэта
  •  Вырезки из газет «Красное знамя», «Братский металлург»
  •  Книги А. Лисицы
  •  Продукция БРАЗа
  • Проспекты, буклеты, альбомы о БРАЗе
Создать условия для ознакомления детей с профессиональной деятельностью А. В. Лисицы, его творчеством, с профессией металлурга. Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес. октябрь

 

в группах воспитатели
6. Рассматривание книги

А. Лисицы «Сказ про БРАЗ» и чтение детям стихов

о труде металлургов

Познакомить детей с рабочей профессией металлург. Формировать у детей эмоционально-привлекательный образ социально-востребованных профессий. октябрь детский сад воспитатели
7. Оформление информационного стенда по ознакомлению родителей с биографией

А. Лисицы

Активизировать родителей на участие в мероприятиях проекта октябрь группа воспитатели
8. Встречи творческой группы с педагогами ДОУ, работниками библиотеки Формировать интерес к проекту общественности, педагогов. Планирование совместных мероприятий октябрь, февраль детский сад, библиотека, библиотека им. В. Сербского Балаценко

Л. Н., руководитель творческой группы

9. Подбор стихов из книг

А. Лисицы о профессиях и иллюстраций к ним, иллюстрирование детскими рисунками

 

Формировать устойчивый интерес к труду взрослых через поэзию. Классифицировать произведения к тематической неделе «Все работы хороши». октябрь, ноябрь детский сад все участники проекта
10. Тема «Если хочешь быть здоров!» в стихах поэта Через творчество поэта-братчанина привлечь внимание детей к здоровому образу жизни октябрь, ноябрь детский сад воспитатели
11. Фотовыставка «Поэт и спортсмен» (из архива поэта, вырезки из газет и журналов) Дать представление о поэте, как о спортсмене и его вкладе в спортивную жизнь города. Познакомить детей с любимыми видами спорта

А. Лисицы (шахматы, лыжи, плавание, городки, легкая атлетика, конькобежный спорт).

Воспитывать у детей желание заниматься спортом.

ноябрь детский сад воспитатели родители
12. Экскурсия в библиотеку Вызвать интерес и уважение к профессиям библиотекаря, поэта, писателя. Воспитывать правила поведения в библиотеке, бережное отношение к книге. октябрь библиотека библиотекарь, воспитатели
13. Вечер загадок о труде.

Стихи-загадки А. В. Лисицы.

Придумывание загадок о профессиях детьми.

Продолжать исследовать творчество

А. Лисицы. Активизировать мышление, художественно-речевые способности.

ноябрь детский сад воспитатели
14 Акция «Подарки поэту». Выставка рисунков к книге А. Лисицы «Сказ про БРАЗ» Учить детей иллюстрировать понравившееся произведение. ноябрь детский сад, библиотека участники проекта
15. Выпуск семейных газет, посвященных творчеству

А. В.Лисицы «Поэт и наш друг Дед Лис»

Поощрять сотворчество детей и родителей ноябрь детский сад  и дома родители воспитанников
16 Театрализованная и игровая деятельность по стихам А. Лисицы:

«Буду металлургом», «Кузнец»,

«Врач», «Тракторист»,

«Я сегодня моряк».

Развивать умения отражать труд взрослых в разной деятельности, формировать социально-коммуникативные навыки. в течение года детский сад  участники проекта
17. Поэтическая гостиная «Наши любимые стихи» – для детей старших групп детского сада и их родителей Популяризировать стихи братского поэта среди родителей и дошкольников. ноябрь   воспитатели
18. Встреча

с А. В.Лисицей

в центральной библиотеке «Дед  Лис – детям»:

  • Газеты, рисунки
  • Выступление автора
  • Слайдовая презентация
  • Хороводные и подвижные игры детей с поэтом
  • Вопросы и ответы
Расширять социальные связи дошкольников. Формировать чувство сопричастности к событиям, происходящим в нашем городе. ноябрь библиотека воспитатели
19. Выступление детей на творческом вечере А. Лисицы в библиотеке Укреплять социальные связи с общественностью. декабрь библиотека воспитатели
20. Творческая встреча детей с родителями ДОУ № 110: «Кем работать мне тогда, чем заниматься?» Формирование у детей дошкольного возраста эмоционально-привлекательного образа социально-востребованных профессий. декабрь ДОУ № 110 воспитатели
21. Заучивание стихов А. Лисицы о труде из сборника «Зимняя радуга» Развивать интонационную выразительность речи, эмоциональное восприятие стихов. Воспитывать желание трудиться. декабрь детский сад воспитатели
22. Встреча творческой группы педагогов с автором стихов «В гостях у поэта» Обсудить и составить план-проект по презентации книги «Колосок» декабрь в доме

А. В. Лисицы

творческая группа
23. Изготовление родителями элементов костюмов к презентации по произведениям  А. Лисицы о труде из книги «Колосок» Создать условия для работы в творческой мастерской. Поощрять инициативу, фантазию. декабрь творческая мастерская (в детском саду и дома) родители
24. Работа с детьми над презентацией книги А. Лисицы «Колосок» Развивать творческие художественно-речевые и актерские способности.

Формировать навыки сотрудничества

январь детский сад воспитатели, музыкаль-

ный руководи-

тель

25. Презентация книги «Колосок» А. Лисицы Популяризация произведений братского поэта январь,

февраль

библиотека

 

все участники проекта
26. Творческая встреча с поэтом в детском саду «Поэт и учитель»:

  • Газета «Учитель и дети»
  • Воспоминания учеников поэта
  • Игры с поэтом «Рифмы»
  • Пение песни «Дружат садики в городе нашем», (слова песни А. Лисицы, муз. Щербаковой И. С.)

 

Дать детям почувствовать важность встречи с поэтом для себя лично, для сверстников и взрослых.

Расширять представления детей о поэте, как об учителе.

Развивать  любовь к поэзии, к словотворчеству.

февраль детский сад, библиотека воспитатели
27. Конкурс книг-самоделок по произведениям А. Лисицы о труде Развивать сотрудничество детей и родителей в совместном творчестве февраль детский сад, дома родители, воспитатели
28. Знакомство с новой книгой-раскраской А. В. Лисицы

«Я рисую»

Дать детям возможность проявить художественно-творческие способности. март детский сад, дома воспитатели. родители
29. Подготовка и проведение выставки рисунков-раскрасок «Я рисую» к стихам А. Лисицы Поощрять сотворчество взрослого и ребенка апрель детский сад  и дома Воспитатели, родители, дети
30. Презентация новой книги-раскраски А. Лисицы «Я рисую»:

  • Выставка рисунков-раскрасок по книге.
  • Выступление поэта
  • Чтение стихов детьми
  • «Подарок поэту» (альбом с раскрасками детей, песня на стихи поэта «Родина», музыка Беловой О. Е.)
Продолжать развивать интерес детей к творчеству братского поэта, желание общаться с ним.

Развивать художественно-речевые творческие способности детей

 

апрель библиотека воспитатели
31. Представление опыта работы по ознакомлению с творчеством братских поэтов на городском фестивале «Неделя педмастерства» Показать коллегам результаты работы с детьми апрель детский сад Балаценко Л. Н.
32. Конкурс чтецов среди детей, родителей и педагогов Выразительное исполнение полюбившихся стихов о труде

А. Лисицы

апрель детский сад воспитатели
33. Литературные викторины, турниры, разгадывание кроссвордов Развивать навыки сотрудничества. в течение года детский сад воспитатели
34. Презентация проекта: литературно-музыкальная композиция «Все работы хороши – выбирай на вкус» Показать результаты проектной деятельности.   детский сад Воспитатели,

музыкальный руководитель

3 этап – май

1. Обработка информационного материала: обобщение, систематизация

2. Анализ результатов деятельности детей, родителей, педагогов

 

 

 

Литература

 

А. В. Лисица «Колосок» сборник стихов Братск «Полиграф» 2012

А. В. Лисица «Зимняя радуга» стихи для детей Братск МП «Братская городская типография» 1998

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»

М. Творческий центр «Сфера» 2006;

«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» авт.-сост. Л.С. Кисилева, Т. А. Данилина и др. М. Аркти 2005

Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они? М.  изд. ГНОМ и Д 2008

 

 

Добавить комментарий