Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

0

Очень важно для воспитания и социализации ре­бенка с ОВЗ развитие у него навыков самообслуживания. Поскольку у всех детей с отклонениями в развитии с трудом формиру­ются тонкие ручные навыки, которые необходимы при само­обслуживании, для их развития требуются специальные за­нятия, проводимые в несколько этапов. На самом первом их этапе ребенка надо обучить умению произвольно брать и опус­кать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (внача­ле ему предлагается густая пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с отклонениями, чтобы овладеть всеми навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Уберите хорошую посуду, которую вам жалко, используйте небьющиеся чашки и тарелки. Затем постепенно приучайте малыша пользоваться вилкой, ножом. Не забывайте об эстетике, когда сервируете стол.

Для того чтобы ребенок освоил навыки одевания, научите его сначала расстегивать большие, потом мелкие пуговицы, пра­вильно ориентироваться в одежде. Многие дети долго путают в одежде «зад» и «перед», изнаночную и лицевую стороны, в обу­ви — правый и левый ботинки, долго не могут научиться засте­гивать крючки, молнии, зашнуровывать ботинки. Все эти на­выки следует тренировать в игровой деятельности. А после того как они закрепятся, переносить в жизнь самого ребенка. После подобных занятий у ребенка, как правило, появляется стремле­ние к самостоятельной деятельности. Правда, он еще очень не­ловок и медлителен. Не сердитесь на него. Наберитесь терпе­ния, и постепенно ребенок овладеет простейшими навыками самообслуживания.

Но во всех случаях важно не упустить момента, когда малыш начинает проявлять активность в одевании ли, в еде ли. Внача­ле взрослый выполняет некоторые действия вместе с ребенком, комментирует их. Свою помощь взрослый должен стро­го дозировать с учетом возможности ребенка.

Ребенка следует, как можно, раньше приучить к порядку. Перед сном он должен аккуратно положить белье на стульчик, поставить тапочки около кроватки, а перед этим убрать игруш­ки на место.

Подготовила: учитель-дефектолог

Бондарчук Ирина Михайловна