Наша летопись
Мы каждый день с ребенком мир открываем вновь,
В сердцах горячих наших – любовь, любовь, любовь!
Здесь никому не скучно, здесь просто красота,
Согласие, мир, дружба, любовь и доброта!
(строки из Гимна ДОУ №110, автор учитель-дефектолог Мареева Л.В.)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №110» открыт на основании решения Исполнительного комитета Братского городского совета народных депутатов от 15.07.82 года №381, как единственное в городе специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время в ДОУ функционирует 10 групп из них 5 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 5 групп для детей с задержкой нервно-психического развития. Учреждение обеспечивает выполнение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребенка и осуществление комплексной коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушением опорно -двигательного аппарата и с детьми с задержкой нервно- психического развития.
Руководителем учреждения на протяжении 33 лет была Волгапкина Елизавета Николаевна. За многолетний творческий труд ей присвоено звание Отличник просвещения. Елизавета Николаевна стремилась создать атмосферу эмоционального и психологического комфорта для сотрудников детского сада, детей и родителей. Ее стиль руководящей деятельности спокойный и требовательный, позволил создать в саду крепкий коллектив, объединенный общими профессиональными интересами и личным уважением друг к другу. Отличительной чертой дошкольного учреждения на протяжении всей тридцати трех летней истории явилась кадровая стабильность, и отсутствие серьёзных конфликтных ситуаций.
Всю деятельность нашего коллектива за прошедшие годы можно разделить на три этапа развития.
Первый этап охватывает период с 1982 по 1992гг.
На первом этапе в ДОУ активно расширялись связи и взаимодействие со значимыми для успешного функционирования социальными институтами, в частности, ИГПИ (отделение дефектологии), педагогическим училищем №2, Педагогическими институтами г.Томска (кафедра психологии) и г.Нижнего Новгорода (кафедра психологии).
В результате развития внешних связей детский сад становился не только базовым, но и активно принимал участие в повышении квалификации педагогов, области и города, организуя открытые просмотры педагогического процесса для слушателей курсов и студентов педагогического училища, так же был постоянно открыт для посещения иностранным делегациям.
Второй этап 1992–1997гг.
С 1992 года в ДОУ внедрялась в работу региональная альтернативная программа «Открытие мира ребенком» автор О. Койсина по развивающей линии «Ознакомление с окружающим миром». Адаптируя эту программу к условиям детского сада, создали «Практико-методическое руководство к программе», начали осваивать личностно-ориентированные подходы в работе с детьми.
В 1996 году коллектив становится лауреатом Всероссийского конкурса «Детский сад года – 1996» по результатам работы, коллектив отмечен грамотами за активную позицию, творческий поиск, новаторство в организации воспитательно-образовательной работы с детьми, за пропаганду педагогического опыта, активное участие в городских мероприятиях.
Третий этап – фиксируется нами с 1998 года по настоящий период
С 2000 года начали изучение, а с 2001 года внедрение дошкольного курса программы «Школа 2100», по развивающим линиям которой работают все дошкольные группы в том числе и группы с ЗПР, где коррекционно-образовательная работа с детьми осуществляется по пособию «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития» под редакцией Т.Г.Неретиной. Наряду с этим в группах с ЗПР используется авторская программа «Формирование связной речи у детей с ЗПР» учителя-дефектолога Кондратовой Н.А., которая успешно прошла экспертизу методического совета ГИМНЦ и рекомендована для использования экспертной комиссий Департамента образования.
В последние годы коллективом осваиваются современные методы воспитания и обучения детей такие как, проектные, социоигровые.
С детьми с ЗПР успешно применяется методика глобально чтения Г.Домана. В период третьего этапа реализуется личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми. В решениях этих проблем проявилась мобильность и профессиональная зрелость коллектива.
Медицинская работа в детском саду всегда была поставлена на высоком уровне. С самого начала деятельности в ДОУ были оборудованы дополнительные помещения: физкультурный зал, зал лечебной физкультуры, массажный кабинет, физиокабинет, оснащенные современными пособиями и оборудованием, где с детьми работают настоящие профессионалы своего дела.
Одним из самых важных достижений коллектива в работе с детьми является высокая посещаемость и низкая заболеваемость, за что он не раз был отмечен Благодарственными письмами Департамента образования.
В сопровождении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и смешанными специфическими нарушениями развития медицинский и педагогический персонал ДОУ работает во взаимодействии. Оздоровительно-коррекционная работа ведется всеми специалистами: инструктором по лечебной физкультуре, инструктором по физкультуре, инструктором по плаванью, медсестрой по массажу, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Задачи коррекции и компенсации нарушенного физического и психического развития интегрируются в работе всего педагогического коллектива. Специфичность коррекционной работы состоит во взаимосвязи и взаимодействии ее со всеми видами детской деятельности, при этом большое значение придается созданию психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха, присутствует в образовательном процессе ДОУ. При организации образовательного процесса в ДОУ используются актуальные здоровьесберегающие технологии. В логопедической работе с детьми учитель-логопед Куприянова О.В. применяет БОС-технологии: «БОС-здоровье: учимся и оздоравливаемся. Обучение детей по этой методике существенно повышает эффективность усвоения детьми материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние, улучшает внимание и память, особенно у гиперактивных детей, способствует сохранению и укреплению здоровья. При проведении массажа медсестрой массажисткой Бондарчук И.М. используются новые виды: рефлекторно-сегментарный, точечный и мягкие мануальные техники в работе с детьми с ДЦП.
Психологический климат в ДОУ является неизменно благоприятным для педагогического творчества и развития инновационных процессов.
2003 год - ДОУ заняло первое место в конкурсе «Образцовое учреждение года».
До марта 2005 года коллектив тесным образом сотрудничал с филиалом ИПКРО г.Братска, предоставляя базу для открытых просмотров новых форм и методов работы с дошкольниками для слушателей курсов усовершенствования.
В коллективе наблюдается постоянный рост творческой активности педагогов. Трудолюбие и ответственность к своей работе, высокий профессионализм отличает многих сотрудников нашего детского сада. В ДОУ созданы и активно функционируют две творческие микрогруппы, созданные по инициативе самих педагогов.
Первая – «Содружество», в составе: Балаценко Л.Н., Мусинцева А.Д., Тайцман И.В., Кляндина Г.А. Опыт работы представленный педагогами этой группы по разным актуальным проблемам распространен среди дошкольных учреждений г.Братска, Усть-Илимска, Железногорска, Киренска др. Материалы педагогов опубликованы в методическом журнале «Ребенок в детском саду» г.Москва, где наши педагоги являлись участниками межрегиональной научно-практической конференции по охране окружающей среды в муниципальных образованиях.
Вторая творческая группа в составе: Ларионова – учитель-дефектолог, Белокриницкая В.Н. – учитель-психолог и Белова О.Е. – музыкальный руководитель, активно работает по направлению «Разработка системы интегрированных занятий для обучения детей с ЗПР».
Педагогическим мастерством, широкой эрудицией отличаются и такие педагоги, как: Бурматова Е.Ю., Шаманская Н.В., Румянцева Т.М. Все выше названные педагоги и участники творческих групп являются лауреатами многих всероссийских региональных и городских конкурсов, авторами программ и методических разработок, активными пользователями интернетрессурсов. Благодаря неиссякаемой энергии, высокой профессиональной продуктивностью этих педагогов – новаторов и педагогов-передовиков, и под умелым руководством старшего воспитателя Князевой А.Н., отличника народного просвещения, наш детский сад на протяжении многих лет находится в десятке лучших детских учреждений города в рейтинге по методической работе.
Многие педагоги ДОУ имеют различные звания и награды:
- Значок «Отличник народного образования» – 3 человека
- Значок «Почетный работник общего и профессионального образования» – 2 человека
- Почетная грамота министерства образования – 5 человек
- Почетная грамота министерства образования Иркутской области – 6 человек
Показательным является и то, что из 29 педагогов, работающих в ДОУ на сегодняшний день, 10 педагогов имеют стаж работы в нем более 20 лет и 13 педагогов более 10 лет!
Педагогическое мастерство педагоги – стажисты всегда передавали своим молодым коллегам, поэтому в ДОУ организована и успешно действует на протяжении многих лет «Школа наставничества». На протяжении многих лет ДОУ осуществляет сотрудничество с Братским музеем и детско-юношеской центральной библиотекой (инициатор -воспитатель Балаценко Л.Н.), где социальному развитию детей способствовали творческие встречи с поэтами Братска Корниловым В.В. и Лисицей.
Можно еще долго перечислять заслуги ДОУ за эти годы, но мы отметим наиболее достойные:
2007 год – ДОУ является дипломантом городского образовательного форума «Образование Братска 2007» в номинации «Лучшее дошкольное образовательное учреждение 2007 г.Братска» и занял 2-е место.
2008 год – лауреат областного форума «Образование Приангарья 2008» в номинации «Лучшее учреждение образования Иркутской области 2008» и приз 100 тысяч рублей.
2008 год – победитель городского конкурса «20 лучших товаров и услуг города» в номинации «Коррекционные услуги для детей дошкольного возраста».
2009 год – по инициативе Министерства образования Иркутской области, ДОУ включено в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета», о чем получено свидетельство за номером 0003415.
2014 год – благодарность от администрации гуманитарно-педагогического факультета и коллектива кафедры Педагогики и психологии за активное участие в ХХШ межвузовской научной конференции «Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири».
2015 год - на основании предложения Администрации города Братска Иркутской области ДОУ включен в Национальный Реестр “Ведущие образовательные учреждения России – 2015″.
Детский сад гордится своими старейшими сотрудниками:
около 30 лет трудятся:
- Румянцева Т.М. – инструктор по физкультуре,
- Потапова В.И. – медицинская сестра,
- Баренкова В.Л. – инструктор по ЛФК, сторож-вахтер
В 2015 году заведующей детского сада назначена Евграфова Анжела Константиновна. Энергичная, креативная. Она вложила частичку своей души в развитие детского сада, на протяжении нескольких лет. Сейчас Анжела Константиновна трудится в новой должности начальник отдела дошкольного образования города Братска.
В настоящее время МБДОУ ДСКВ №110 руководит Выборнова Ольга Сергеевна.
Энергичная, понимающая, способная вести за собой коллектив. Способная стать современным и перспективным руководителем.
Чтобы детям расти, не болеть и веселиться,
Чтоб улыбкам цвести на счастливых детских лицах,
Мы должны каждый день, каждый час.
Беззаветно все трудиться!