Дельфиненок - логотип

МБДОУ ДСКВ №110

г.Братск

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с УО (интеллектуальными нарушениями)

Файлы доступные для скачивания
Скачать этот файл (АООП УО 110 ДОУ №110 2019г..pdf)АООП УО 110 ДОУ №110 2019г..pdf[ ][ ]1356 Кб

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с умственной отсталостью».

Программа обеспечивает образовательную деятельность и коррекцию нарушений развития в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Целью Программы является создание системы условий образовательной, коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дошкольного возраста с 3-8 лет в группах компенсирующей направленности, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи Программы:

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) их эмоциональное благополучие;
  • обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • развивать детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  • осуществлять обучение и воспитание на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • организовывать социо-культурную среду, соответствую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • формировать и развивать компетенции, обеспечивающие преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).

Программа в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, и состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и отражены в каждом разделе.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

4.1. Возрастные и индивидуальные категории детей, на которых ориентирована Программа

В ДОУ функционирует 1 группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью с 3 до 7 (8) лет.

Группы компенсирующей направленности комплектуются детьми только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в Учреждении с 07.00. до 19.00.

4.2. Используемые программы

Реализация основной (обязательной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает использование пособий УМК: Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта; Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом: методического пособия «Система работы с неговорящими детьми» (авторское пособие) Кондратова Н.А., Ларионова В.А., Гурьева Е.А., Подгорных М.В., учителя-дефектологи МБДОУ «ДСКВ № 110» и комплексного планирования для групп детей разноуровневого развития по программам М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьѐй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для реализации общей цели: развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности.

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, объединят усилия по коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребѐнка ему наблаго. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребѐнок, то последствия этого непредсказуемы.

В целом взаимодействие – диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нѐм участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Эмоциональное самочувствие ребѐнка – это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому они подбирают различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.