Дельфиненок - логотип

МБДОУ ДСКВ №110

г.Братск

Описание Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Файлы доступные для скачивания
Скачать этот файл (adapt-osn-obr-prog.pdf)Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования[Файл в формате .PDF][ ]1866 Кб

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП)

нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания дошкольного образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и оздоровительных услуг в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад компенсирующего вида № 110» муниципального образования города Братска. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 8 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственной отсталостью с учетом особенностей их психического и физического развития, индивидуальных возможностей.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСДО), с учетом «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования».

В новой редакции принята на заседании педагогического Совета № 1 от 25.08.2016г., утверждена приказом заведующего от 31.08.2016 г., приказ № 103а.

Содержание Программы, в соответствии с требованиями Стандарта, включает три основных раздела:

  • целевой
  • содержательный
  • организационный

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:

  • социально-коммуникативной,
  • познавательной,
  • речевой,
  • художественно-эстетической,
  • физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

  • игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
  • познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
    • восприятие художественной литературы и фольклора,
    • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
    • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
    • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
    • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
    • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей коррекцию нарушений развития, адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

  • психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
  • особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
  • особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
  • способов и направлений поддержки детской инициативы,
  • особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
  • особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений

Обе части являются взаимодополняющими и отражены в каждом разделе.

Реализация основной (обязательной) части и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает использование пособий УМК Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100». Научные руководители: Д.И.Фельдштейн, Р.Н.Бунеев, авторский коллектив: Е.В.Бунеева, М.М.Борисова, А.А.Вахрушев, М.В.Корепанова, Т.Р.Кислова, С.А.Козлова, О.А.Куревина, И.В.Маслова, О.А.Степанова, О.В.Чиндилова, Т.Г.Неретина и др. М.:Баласс, 2016г.;
Используются также программы коррекционного направления: Программа «Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» Л. С. Сековец; Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М.; Просвещение; Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. /под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб, ЦДК; методические пособия, соответствующие принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, смешанным специфическим нарушением развития, интеллектуальной недостаточностью.

Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию недостатков в физическом и психическом и умственном развитии детей.

Цели задачи АООП

Целью Программы является проектирование системы взаимосвязанных компонентов образовательной, воспитательной и коррекционной деятельности, социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • охрана, укрепление и коррекция физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социо-культурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общегои начального общего образования.

Содержание Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования основывается на комплексно-тематическом и интегративном принципах построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципам развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьѐй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для реализации общей цели: развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности.

Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, объединят усилия по коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребѐнка ему наблаго. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребѐнок, то последствия этого непредсказуемы.

В целом взаимодействие – диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нѐм участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Эмоциональное самочувствие ребѐнка – это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому они подбирают различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.