Инновационная программа

[ A+ ] /[ A- ]

Тема инновационного проекта (программы):

«Особенности организации профессионально-ориентированной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

 

Реализация программы инновационной деятельности ДОУ №110 осуществляется в рамках экспериментальной работы Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Иркутской области «Братский педагогический колледж» по теме «Разработка и апробация региональной модели научно-методического, организационно-педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи», с учетом основных направлений социально-экономического развития Иркутской области, реализации приоритетных направлений государственной политики Иркутской области в сфере образования.

 

Ответственный исполнитель, координатор инновационного проекта (программы) (контактный телефон):

Ответственный исполнитель: Князева Алевтина Николаевна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «ДСКВ № 110», раб. тел.: 8(3953) 42-26-40; сот. тел. 8 902 175 2724.

Координатор проекта: Красноперова Татьяна Вадимовна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе МАУ «Центр развития образования» г. Братска, сот. тел.: 8 902 179 8820.

 

Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки:

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к трудовой деятельности людей, результатам труда, отношения к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя его, ребенок получает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний играет важную роль в социализации личности. С другой стороны, дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.).

Однако психологическое и педагогическое понятие «ранняя профессиональная ориентация», отнесенное к детям дошкольного возраста (3-7 лет), разработано недостаточно, а в практической работе ДОУ встречается крайне редко.

Профессиональная ориентация в дошкольном возрасте заключается в комплексе психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность с учетом возрастных особенностей развития ребенка, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и разных видов детской деятельности. Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая, тем самым, свободный выбор его предстоящего жизненного пути.

К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.

Для дошкольников важно создать такое развивающее пространство в дошкольном образовательном учреждении, которое откроет возможности для его позитивной социализации, развития инициативы, позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Цели инновационного проекта (программы) (что будет достигнуто):

Создание профессионально-ориентированной развивающей среды, направленной на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах деятельности в процессе организации профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Основные задачи, реализуемые в рамках проекта (программы):

-      провести анализ теоретических исследований, передового педагогического опыта по проблеме профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

-      разработать модель развивающей профессионально-ориентированной среды, способствующей формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;

-      создать условия для осуществления методического сопровождения по реализации модели профессионального самоопределения воспитанников детского сада;

-      разработать критерии и показатели эффективности системы ознакомления дошкольников с трудом взрослых;

-      организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

-      разработать и реализовать программу «Дошкольник в мире профессий», способствующую формированию у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых, развитию интересов и устремлений к глубокому познанию мира профессий.

 

Ожидаемые результаты по окончании реализации инновационного проекта (программы) (количественные и качественные показатели эффективности внедрения проекта):

-         будет создана профессионально-ориентированная развивающая среда, направленная на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах детской деятельности;

  • к завершению дошкольного возраста ребенок будет понимать, что такое труд в жизни человека; у него будет сформировано положительное отношение к разным видам трудовой деятельности; появится собственное мнение о предпочтениях к какой-либо профессии;

-         будет создано методическое пособие по работе с программой «Дошкольник в мире профессий» и его приложениями: банк виртуальных экскурсий на предприятия города; картотеки художественных произведений;

-         будут разработаны критерии и показатели эффективности системы ознакомления дошкольников с трудом взрослых;

-         будет разработано комплексно-тематическое планирование с включением деятельности по ознакомлению с профессиями взрослых в тематические комплексы;

-         будет отработано содержание образовательной деятельности с детьми по формированию у них знаний о профессиях (на примере рабочих профессий родного г. Братска);

-         будут включены в работу новые формы взаимодействия с семьей: «Гость группы: встречи с людьми разных профессий»; создание семейных проектов «Кем быть», «Один день на работе у мамы (папы)» и др.

 

Концепция проекта (программы) (исходные теоретические положения, идеи):

Методологические и теоретические основы программы составляют работы по психолого-педагогическому обоснованию воспитания и развития детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Л.A. Венгер), по теории игры (Л..C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.В.Зворыгина, Д.Б. Эльконин), личностно-ориентированный подход, разработанный В.А. Петровским, В.В, Давыдовым, базовые принципы трудового воспитания (А.С. Макаренко, Р.С. Буре, М.В. Крулехт и др.), о ранней детской профориентации детей – Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров. Наиболее существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внес Е.А. Климов. Он разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда.

Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя: стадию пред игры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации, из которых первые две стадии представляют интерес для нашей  работы.

Согласно современным педагогическим исследованиям в процессе профессионального самоопределения дошкольный возраст определяют как фантазийный этап в системе непрерывного образования. Результаты эмпирических исследований разных авторов показывают, что первичная актуализация профессионального выбора нередко происходит в возрасте до 7 лет. Разумеется, в большинстве случаев дети впоследствии меняют этот свой первый выбор. В дошкольном возрасте выбираются главным образом профессии, либо чем-то поразившие воображение ребенка, побудившие желание следовать определенному образцу, либо требующие специфических склонностей, способностей, которые также выявляются еще в детстве (спортсмен, музыкант, ветеринар, учитель).

Н. С. Пряжников говорит о том, что ранняя (детская) профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.).

Складывается и иное понимание значения профессионально-ориентированной развивающей среды. Она выступает не как обстановка, не только как условие развития, но и как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок.

Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходима особая социальная и предметно-пространственная трудовая среда, максимально направленная на освоение трудовых умений в различных видах деятельности и знакомства с миром профессий.

Таким образом, профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способности к самореализации в этой среде. Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности осуществляется поэтапно, в соответствии с возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка.

 

Сроки и этапы реализации проекта:

Март 2013 г. – Май 2017 г.

План реализации инновационного проекта реализуется в три этапа:

Первый этап: информационно-аналитический.

Март 2013 г. по февраль 2014 г.

Целью данного этапа является исследование состояния проблемы организационно-педагогического сопровождения знакомства дошкольников с профессиями взрослых, выявление и постановка проблемы.

Второй этап: организационный.

Март 2014  – Май  2016 гг.

Целью данного этапа является разработка модели организационно-педагогического сопровождения развития личности дошкольников в созданной профессионально-ориентированной среде, через знакомство с миром профессионального труда, ее апробация.

Третий этап: итоговый.

Сентябрь 2016 – Май 2017 г.

Целью данного этапа выступает анализ результатов реализации модели организационно-педагогического сопровождения развития личности дошкольников через знакомство с миром профессионального труда; внесение корректив.

Имеющийся задел (выполненные НИР и проекты, опубликованные работы за последние 3 года, касающиеся темы проекта):

1. Разработан и реализован проект «Металлург, спортсмен, учитель, поэт и наш друг А.В. Лисица», цель которого познакомить детей и родителей с профессиональной деятельностью и творчеством нашего земляка. Проект представлен в педагогическом альманахе «Все профессии нужны, все профессии важны», выпущенном в ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж».

2. Разработан конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Спор повара и пекаря, чья профессия нужнее», воспитателя Н.В. Шаманской опубликованный на Международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет», режим доступа: www.ped-kopilka.ru; http://ped-kopika.ru/blogs/shamanskaja-natalja

Состав участников инновационного проекта (программы):

-       Состав педагогических работников ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструкторы физического воспитания, учителя-дефектологи);

-       Родители воспитанников;

-       Воспитанники ДОУ  4-7 лет;

-       ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж».

-       Дворец творчества Детей и молодежи;

-       Центральная детская библиотека;

Описание форм организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями, участниками проекта:

-       Совместные обсуждения вопросов за Круглым столом;

-       Обмен опытом между образовательными организациями через совместные мероприятия;

-       Участие всех партнеров в обучающих курсах, семинарах, конференциях, организуемых совместно с партнерами;

-       Подготовка реальных предложений и обсуждение целей новых будущих проектов.

-       Установление практических связей между ДОУ и предприятиями/ организациями города;

-       Совместное участие в реальных проектах по разработке содержания программно-методического комплекса «Дошкольник в мире профессий».

Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта:

Финансирование инновационной деятельности ведется в порядке, установленном ФЗ «Об образовании в РФ», Положением об инновационной деятельности департамента образования администрации города Братска.

Основным источником финансирования являются бюджетные и внебюджетные ассигнования МБДОУ №110.

Также будут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет целевых и благотворительных взносов юридических и физических лиц.

Мониторинг процесса реализации инновационного проекта (система отслеживания хода реализации инновационного проекта):

Процесс реализации инновационного проекта будет отслеживаться через:

ü представление презентационных мероприятий данного проекта на сайте дошкольного учреждения;

ü через проведение методических дней;

ü через представление работы на городских педагогических чтениях, научно-практических конференциях, на заседаниях муниципальных педагогических сообществ (ПТГ, ШСП);

ü через публикации материалов;

ü через презентации детских проектов;

ü через участие в конкурсах;

 

В дошкольном учреждении будет проводиться мониторинг по следующим направлениям:

  • Формы планирования ознакомления дошкольников с профессиями в рамках тематических комплексов;
  • Пополнение предметно-развивающей профессионально-ориентированной среды;
  • Сформированность интегративных качеств личности старших дошкольников;
  • Диагностика трудовых умений в разных видах детской деятельности;
  • Разработка научно-методического сопровождения (конспекты, проекты, методическая литература, мультимедийные  презентации и т. д.);
  • Включенность родителей в образовательный процесс

 

Распространение опыта будет осуществляться посредством методических семинаров, открытых мероприятий, участия в проведении Дней науки в Братском педагогическом колледже, публикации материалов в сети Интернет, проведения методических дней, участия в НПК, размещения информации о реализации инновационной программе на официальном сайте ДОУ, отчеты работы за год.

 

 

План реализации программы инновационной деятельности предполагает   3 этапа работы.

 

Первый этап (подготовительный)  с марта 2013 по февраль 2014 г. 

 Цель этого этапа: исследование состояния проблемы организационно-педагогического сопровождения знакомства дошкольников с профессиями взрослых,   выявление проблем.

Мероприятия сроки ответственный

Первый этап (подготовительный):

исследование состояния проблемы организационно-педагогического сопровождения знакомства дошкольников с профессиями взрослых,   выявление проблем.

  1. Анкетирование родителей
  2. Беседы с детьми на выявление знаний о профессиях
  3. Анализ теоретических исследований, передового педагогического опыта по проблеме профессионального  самоопределения детей  дошкольного возраста
  4. Анализ научно-методических, организационно-педагогических,   нормативно-правовых, информационных и других условий для обеспечения качественного  формирования личности  дошкольника с учётом его возрастных и  психических особенностей и склонностей через раннюю ориентацию ребёнка на осознанный  выбор профессии.
    1. Анализ   тематических планов, определение возможности включения   в темы работы по формированию интереса к профессиям

Подбор методической литературы по проблеме

Март 2013 – февраль 2014

 

Зам. зав. по ВМР. Князева А. Н.

 

Второй этап (экспериментально-поисковый):

разработка   модели организационно-педагогического сопровождения   развития личности  дошкольников,  через знакомство с миром  профессионального труда, ее апробация.

Мероприятия

сроки

ответственный

  1. Поиск наиболее эффективных   средств формирования позитивных установок  и создание интереса к различным видам труда и профессиям взрослых
  2.  Создание банка данных по разным аспектам изучаемой проблемы, оснащенность литературой

 

  1.  Разработка и включение  деятельности по ознакомлению с профессиями взрослых в комплексно-тематическое планирование,  которое  предполагает организацию различных видов детской деятельности, с основой на ведущие в дошкольном возрасте: игровую и продуктивную.
  2. Создание индивидуальных планов инновационной   деятельности педагогов
  3.  Совершенствование содержания образовательной деятельности с детьми по формированию у них знаний о профессиях (на примере рабочих профессий  Братска).
  4.  Освоение педагогами методики по организации и проведению с/р игр детей с целью активного усвоения детьми знаний о профессиях взрослых.
  5. Создание программы «Дошкольник в мире профессий»  на основе обобщенного опыта педагогов ДОУ
  6. Отбор комплекса диагностических методик

 

Март  2014 -  май  2016 гг.

 

 

 

Все педагоги

 

 

 

Все педагоги

 

 

 

 

 

Творческая группа,

 

 

 

 

 

 

 

Зам. зав. по ВМР

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватели БПК № 1

Третий этап (аналитический):

анализ результатов апробации модели организационно-педагогического сопровождения развития личности  дошкольников,  через знакомство с миром  профессионального труда,  ее корректировка.

Мероприятия

сроки ответственный
1.Проведение исследований по  оценке влияния созданной развивающей профессионально-ориентированной среды,модели организации педагогической системы  на  уровень  сформированности интереса к профессиям.

2. Разработка рекомендаций по оптимизации действующей системы  ознакомления дошкольников с трудом взрослых и приведению ее в соответствие с разработанной моделью.

3.Обобщение опыта  педагогов  по  формированию у дошкольников первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4. Трансляция опыта в массовую практику, публикации в научно-методических изданиях

 Сентябрь 2016  –  май 2017 г.

 

 

Воспитатели, педагог-психолог

 

 

Зам. зав. по ВМР

 

 

Ожидаемые результаты:

Если в дошкольном учреждении будет создана профессионально-ориентированная  развивающая  среда, то

- к концу дошкольного возраста ребенок будет понимать, что такое труд в жизни человека,

- у него будет сформировано положительное отношение к разным видам труда, появятся высказывания о предпочтениях к какой-либо профессии.

- будет создана программа «Дошкольник в мире профессий», обеспечивающая целенаправленную деятельность педагогов ДОУ по формированию у  дошкольников представлений о профессиональной деятельности взрослых.

 

 

Добавить комментарий