Ларионова В.А.

[ A+ ] /[ A- ]

 

лар

Ларионова

Валентина Александровна

 

учитель – дефектолог

первая квалификационная категория

стаж педагогической работы – 18 лет

в должности дефектолога – 6 лет

IMG_2484

Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятие, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает взрослого. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.Основой коррекционной работы является игротерапия.

Подбирая игры, учитывались следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Использовались игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

ИГРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ. 

1.    «КЛУБОЧЕК»

Цель: Обучить ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему « волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчён, устал или «завёлся» 

2.    «Сиамские близнецы».

Цель: научить детей общению, способствовать возникновению доверия между ними.

Два игрока становятся рядом, плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, правая нога одного находится рядом с левой другого. Это сиамские близнецы, которые все делают вместе: ходят по комнате, ложатся, встают, рисуют, прыгают, хлопают в ладоши. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить веревочкой, лентой. Связать можно и руки, оставив свободными кисти, чтобы игроки рисовали, переносили предметы с места на место. Обсудите с «близнецами», трудно ли им было действовать вместе, понравилось ли им это. 

3.    «АНТИСТРЕСС»

Цель: успокоить  в моменты выброса отрицательной энергии

Обнимаете крепко ребёнка, прижав его спиной к своей спине, фиксируете руки крест-накрест на предплечьях. Говорите тихо, низким голосом, напевно:

тик-так, тик-тик,ходят ходики у нас,

тик-так, тик-так,наступает тихий час.

Тик-так, тик-тик, смотрит белая луна,

Тик-так, тик-так, как приходит тишина…

При этом раскачиваете тело ребёнка слева направо, крепко удерживая, чтобы он не вырвался.

А потом раздастся – БОМ! (наклоняете ребёнка вперёд или чуть встряхиваете).

И проснётся старый дом. 

4.    «Час тишины или час «можно»

Цель: с помощью этой игры можно избежать  нескончаемого потока  замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребёнку (а тот их не слышит). Ребёнок получит возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый – способ управлять его поведением.

Содержание:  Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается бегать, кричать, прыгать и т. п.

Примечание: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное чтобы они стали привычными в группе. Лучше заранее оговорить , какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. 

5.    «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стуле или стоя в кругу, играющие стараются быстрее передать мяч соседу, можно в быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг. 

6.    «ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.
Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
 

7.    «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым.
Спросите у ребенка, какие он знает “волшебные” слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. “Волшебные” слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово “пожалуйста”. Если во фразе вы его произносите (например, говорите:”Подними, пожалуйста, руки вверх!”), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, “Хлопни три раза в ладоши!”), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.
Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика считается многими психологами одной из ведущих при определении того, готов ли ребенок к обучению в школе.
 

8.    «ПРИКОСНОВЕНИЕ»

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
 

9.    «МОЛЧУ, ШЕПЧУ, КРИЧУ»

Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь – они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе “молчу” или “шепчу”, чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

 

DSCN2483

DSCN2484

 

 

 

 

 

 

 

 

DSCN2489

Игры на кухне.

Не секрет, что значительную часть                                                                                                        повор

времени вы проводите на кухне.

Постарайтесь использовать его для

общения с ре­бенком.  Например, вы заняты

приготовлением ужина, а ваш малыш

крутится возле вас. Предложите ему поиграть

в игры, которые развивают у детей речевое

и слуховое внимание, фонематическое

восприятие, обогащающие словарь детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться в повседневной жизни.

 

  • Упражнение № 1 «Повтори».

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

                 Мак-бак-так                                            

Ток-тук-так

Бык-бак-бок

Дам-дом-дым

Ком-дом-гном

Тыква-будка-буква

Моток-каток-поток

Батон-бутон-бетон

Будка-дудка-утка

Нитка-ватка-ветка

Клетка-плетка-пленка

 

  • Упражнение № 2 «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке).  Грустный ослик гуляет по …(полянке).

 

  • Упражнение № 3 «Надо подумать»

Из трёх слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

  • снегирь, снеговик, снегирь
  • стул, стол, стул
  • мак, мак, рак
  •  два, раз, раз
  • лук, дуб, лук

или из каждых четырех, названных слов взрослым, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Ветка-диван-клетка-сетка

 

  • Упражнение № 4 «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

 

  • Упражнение № 5 «Скажи наоборот»

 Хороший день – плохой день;

Невкусный обед – вкусный обед;

 Неинтересный фильм —

  • Упражнение № 6. «Что не правильно».
  • корова жужжит, собака лает
  • лягушка блеет, кот мяукает
  • комар лает, медведь пищит
  • лошадь гогочет, осел блеет и т.д.

 

  • Упражнение № 7 «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) – яблочный. Из  груш… (грушевый),  из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?»

Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку. 

Добавить комментарий